Муниципальное общеобразовательное учреждение Козская средняя школа Первомайский МР Ярославская область

Страница обновлена 13.07.2017

Наш школьный краеведческий музей- ценное достояние села. Он возник в 2006 г. в небольшом 

помещении (рекреация школы). Собрано множество экспонатов, их насчитывается более 400. Как известно, школьный музей не возникает просто так ,а создается в процессе краеведческой деятельности. Наш случай- не исключение. Все начиналось с первых краеведческих работ, первого уголка в 70х годах конца ХХ века. Инициатором был учитель музыки и изобразительного искусства, старшая пионерская вожатая Палочкина О.Н. Она внесла большой вклад в начало образования школьного музе, провела большую поисковую краеведческую работу. Это человек, который своими руками превратил уголок нашей школы в богатейший музей по истории села Коза. Ее дело не остановилось , а продолжается. Помощниками стали учащиеся и учителя- энтузиасты школы: Галкина С.А.( учитель истории), Мякутина М.А. (учитель русского языка и литературы), Мякутина С.В. (учитель географии), Васильева Т.А. (учитель биологии) и др.

Первой большой удачей в поисковой работе был материал о бывшем директоре нашей школы Павле Ивановиче Сучкове, который вместе с семьей погиб при защите Брестской крепости в начале Великой Отечественной войны.

Ценнейшими экспонатами музея стали письма его однополчан Павла Ивановича, фотографии его семьи. Это было в 1973г.

В первые годы работа была направлена главным образом на сбор материалов, потом упор был сделан на исследовательскую работу, на расширение сведений о тех экспонатах, которые уже были собраны. Постепенно за фотографиями и документами, за скупыми строчками коротеньких заметок и письмами вставали люди, их судьбы, трагедии, заботы, их жизнь. Когда материалов накопилось достаточно много, приступили к оформлению эксплозии музея. В настоящее время в школьном музее действуют следующие экспозиции:

*         История края

*      Становление села Коза и его развитие

*      История школы

*      Великая Отечественная война

*      Предметы быта и труда населения родного края

Особое место в музее занимает раздел «Они сражались за Родину». В музее любовно собраны и хранятся фотографии, письма, грамоты, личные вещи ветеранов войны, их воспоминания. Оформлены альбомы:

o   Не заживающие на сердце раны (солдатские вдовы)

o   Боевой путь учителей Козской СОШ

o   Я родом не из детства- из войны (дети военных лет)

o   Кем я был на войне? (Судьба человека)

 

Двигаясь от витрины к витрине, попадаем во вторую часть музея, которая посвящена этнографии. Здесь размещен богатейший материал об истории школы. Одна из тематик- «Пионерская организация». Здесь просматривается ее история развития с момента образования (воспоминания первых пионеров села) до последних лет существования.

            Центральное место в музее отводится истории возникновения нашего села. Это интересные сведения о замечательных людях, оставивших ярки след в истории села,; о бывших предприятиях села Козы и др.

            Наш музей- это живой организм, он развивается, наполняется новыми фактами, которые в будущем тоже станут историей

            Экспозиция, в которой хранятся предметы быта населения родного края, представлены очень широко: прялки, сундуки, различная бытовая мелочь, старинная одежда, рушники, подзоры и многое другое.

            В настоящее время в музее можно выделить следующее направление работы:

  1. научно-исследовательское
  2. патриотическое
  3. краеведческое
  4. экскурсионное

Научно-исследовательское направление дает такие формы работы, как написание рефератов и творческих работ на основе музейного и краеведческого материала, исследовательская работа учителей с архивным материалом музея.

Патриотическое направление у нас в школе реализуется в следующих формах:

*      организация встреч с ветеранами Великой Отечественной и других войн. Выпускниками разных лет, воинами-афганцами, интересными людьми;

*      проведение круглых столов, диспутов;

*      вечера патриотической песни;

*      конкурсы, деловые игры.

По краеведческому направлению используем следующие формы работы:

*      описание истории школы;

*      создание электронного музея школы;

*      написание рефератов и творческих работ.

Экскурсионное направление в музее мы осуществляем в следующих формах:

*      экскурсии в музей школы для учащихся и гостей;

*      для учащихся младших классов проводится целая серия экскурсий. Первоклассники, переступив порог школы 1 сентября, традиционно начинают школьный путь с посещения музея.

*      Классные руководители используют материал музея для внеклассных мероприятий, а учителя-предметники- для проведения уроков

Гости, посещающие наш музей, знакомятся с различными разделами, оставляют отзывы.

            Особое место в работе музея занимает исследовательская деятельность, деятельность учащихся под руководством педагогов. Их исследовательские работы, написанные по материалам школьного музея, представляются на школьных, районных и областных краеведческих мероприятиях. Работы отмечены грамотами и дипломами.

            Музей тесно сотрудничает с филиалом библиотеки. Благодаря творческому союзу единомышленников жизнь школьного музея разнообразна и интересна. На сегодняшний день у нас большие планы и интересные задумки на будущее  пополнение фондов музея в активной поисковой деятельности задействованы все учащиеся школы с 1 по 11 класс. Распределение поисковых заданий: предлагаемые задания разнообразны: изучение родословной- задание для учащихся начальной школы, для учащихся 5-8 классов предлагаются задания по теме «Культура и быт славянских народов», ученики 9-11 классов занимаются поисковой исследовательской работой по истории родного края.

            Музей не только собрание реликвий. Разнообразных предметов. Это каждодневная творческая работа, устремленная в завтрашний день. На примере работы нашего музея уже сейчас мы уверенно можем сказать, что именно школьный музей становится тем мостиком, который:

*      Помогает соединить обучение и воспитание;

*      Заглянуть в прошлое и будущее;

*      Стать центром культурной жизни села;

*      Помогает педагогам в учебно-воспитательном процессе;

*      Приобщает к поисковой работе;

*      Позволяет решать проблемы участия детей в творческом процессе создания данного музея;

*      Помогает в подготовке и проведении интегрированных занятий;

*      Является центром постоянного саморазвития всех непосредственных субъектов воспитательного процесса: педагогов, родителей , детей.

Наш школьный музей- это своеобразная визитная карточка школы и села. Музей имеет паспорт и свидетельство о регистрации Министерства образования за № 12574 2009г.

Двери музея всегда открыты для посетителей.